вторник, 19 ноября 2013 г.

Татьяна Смоленская. "МОЯ СВЕКРОВЬ".

У меня была настоящая свекровь, в полном смысле этого слова -"вся кровь".

К моменту моего замужества это была эмансипированная, современная, очень самостоятельная женщина, руководитель большого отдела на АЗЛК. И, соответственно, и характер у нее был живой, решительный и властный. Рано расставшись с мужем, она в своей жизни всего добилась самостоятельно и одна вырастила сына.

Не могу не коснуться предыстории. Перед началом войны свекровь с мужем и маленьким сыном жили в г. Калинин, по воле обстоятельств пришлось временно покинуть Москву. Свекровь и там, будучи совсем молодой, уже была начальником отдела на химическом заводе. Когда началась война, завод эвакуировали, а ее, почему-то, оставили сторожить какую-то платину в сейфе. Мужа сразу забрали на войну, а она, как очень ответственный и исполнительный человек, была привязана к этому сейфу и не могла выехать в Москву к родителям. И вот в одну из осенних ночей 1941 г. слышит она переполох и суету соседей. Поднялась, спросила, в чем дело. Сосед, будучи начальником железнодорожной станции, говорит ей, что немцы приближаются к городу, срочно надо уходить и садиться на поезд. Если она сможет собраться за десять минут, то он и ее с сыном захватит вместе со своей семьей. Что оставалось делать, свекровь побросала на скатерть стола необходимые вещи, завязала их узлом, одела сонного ребенка и покинула свой дом, уйдя в полную неизвестность. А поезд, минуя Москву, повез их в сторону Урала.

К подъезду дома тут же подъехали мародеры с подводами и достаточно обеспеченная квартира была тут же ограблена подчистую. Вскоре немцы заняли город и навели порядок. Какая судьба ждала молодую еврейку и ее сына, если бы они остались в своем уютном жилье, одному богу известно. В ее квартире фашисты устроили комендатуру, а портрет красивой еврейки так и провисел весь период аккупации. Семья с тех пор распалась, война разводила многие семьи. А свекровь, хлебнув сполна все невзгоды эвакуации, к концу войны вернулась в Москву к уже оставшемуся одному отцу, и начала новую жизнь.

Когда сын был студентом, свекровь тоже училась в вечернем институте ( у нее было средне-техническое образование), совмещая учебу с работой и везя на своих плечах заботу о двоих мужчинах. Диплом они защищали одновременно и даже в заводской газете отметили этот интересный момент. Ну что вам сказать, сын , конечно, получил женское воспитание, безотцовщина тогда была делом обычным. И конечно, у волевой и властной мамаши сын получился мало инициативным. Она его подавляла своей энергией и инициативой. Надо отметить, что любовь матери и сына была безграничной, она его обожала со всеми его слабостями и недостатками. Между матерью и сыном к моменту знакомства со мной установилось редкое по нашим временам и завидное взаимопонимание.

И вот этот маменькин сыночек, книгочей и любитель туристических походов достался мне, девушке с задержанным развитием в психологическом смысле. Я плохо могла оценить обстановку и разворачивающиеся события, а это и есть ум. Ну , чего не было у меня тогда, того не было. Я была молодой, глупой и наивной. Однако, свекрови я понравилась и она рекомендовала меня своему сыночку, как избранницу, который к своим 32-ум годам ни как не мог решиться остановить свой выбор на ком-то. Поженив нас, она продолжала рулить и руководить нашей жизнью. Я не знала куда деваться от ее неуемной энергии. Я еще чего-то обдумываю, а она уже сделала, я вообще чего-то не хочу, а она навязала. Я жду мужа после работы с ужином, а он, не предупредив меня, зашел навестить маму и остался с ней ужинать и поговорить. Она могла, не обсудив со мной, взять путевку в подмосковный дом отдыха, и уехать с сыном в отпуск. К сорокалетию своего любимца свекровь, не поставив меня в известность, дарит сыну поездку в Чехословакию. Ну, а я, конечно, ворчала, ругалась, обижалась и выговаривала свои претензии. Но что было толку, все оставалось без изменений, необходимы были действия с моей стороны, на что я видно была неспособна. Надо отдать должное моему долготерпению, а может быть мягкотелости, что собственно и сохранило семью.

Нужно отметить, что свекровь сделала для нас очень многое, к началу нашей совместной жизни. Она уступила нам однокомнатную кооперативную квартиру, на которую с сыном сообща накопили, оставшись сама в коммуналке, правда от завода ей вскоре выделили отдельную жилплощадь. Она подарила нам холодильник, помогла купить кухонную мебель. Она была добрым и отзывчивым человеком и в нашей жизни принимала активное участие. Когда родилась внучка, она по-своему всячески старалась помочь, постоянно снабжая нас бескостным мясом из заводского буфета. Тогда же в магазинах ничего не было. Так что дочь у меня выросла на сплошных котлетках и фрикадельках, так и оставшись большой мясницей. Когда ребенок был еще грудной и я ничего не успевала, свекровь иногда приезжала к нам в выходные дни и варила нам борщ. Но при этом, она могла так зацепить и обжечь словом, что перечеркивала всю свою помощь.

А я не умела как-то шутя и с юмором вовремя парировать, лезла в бутылку и ходила все время надутой. Задним умом была крепка, сначала все проглатывала и копила в душе, а когда обид накапливалось уже через край , выплескивала все в ругани и скандалах. Свекровь была слишком безапелляционной и от этой ее несколько наглой и нахальной манеры общения иногда бесились даже мужья ее многочисленных племянниц. Куда уж мне - курице.

Ей свойственны были организованность и аккуратность, до сих пор хранятся вещи или ключи с этикеточками, подписанными ее рукой. Она была хорошей хозяйкой и кулинаркой и научила меня многому. Правда на первых порах, она обращалась ко мне так: " Ну, милочка, что ты умеешь готовить?", " А как, милочка, ты это делаешь?"

Добившись уже в жизни многого, она была франтихой, постоянно шила себе в ателье обновы и каждый сезон щеголяла в новом пальто или костюме, и при встрече со мной красовалась и напрашивалась на комплименты. А я на фоне своего инженерного безденежья и горечи предшествующих уколов, не могла вымолвить ни одной похвалы, вот дура, и делала вид, что не замечаю.

Иногда я чувствовала, что свекровь как-то умаляет мои достоинства и достижения, хотя дома, казалось, все держалось на мне. Как-будто дом, уют и все , что я создала, упало с неба.

И все же, несмотря ни на что, у меня от давно ушедшей свекрови остались очень теплые воспоминания. Я не помню обид, а вспоминаю все хорошее, связанное с ней. Она была достойным человеком, с широким кругозором, начитанной (выписывала все модные тогда журналы), закончив курсы, знала английский язык. Была весела, общительна и остроумна. Это я была совсем незрелой и не смогла построить с ней более близкие и доверительные отношения. Как я сейчас жалею об этом. Ведь она была отличной бабой, своей  "в доску", компанейской и веселой, как поздно я это поняла. Какими подругами мы могли бы быть с ней тогда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий