четверг, 28 ноября 2013 г.

Илья Семененко-Басин. "ИЗ ДНЕВНИКА".

Из дневника Ильи Семененко-Басина. Автор дневника родился в 1966 году, то есть в 1988-ом ему двадцать два года. 

12. 12. 88.
Купил в бук-е Письма Ван Гога.
Ночь. Читаю (для себя) «Проле.<тарская> рев.<олюция> и ренегат Каутский». Ленин пишет: должен править класс, а не партия. У нас правит партия, а не класс. Второе. Цитата Энгельса «Об авторитете» ясно говорит – революция – кровь, насилие, штыки, страх для побеждённых от оружия победителей, авторитарность. Если у нас революция продолжается, то и эта кровавая каша – вещь, так сказать, не прошедшая, но долженствующая быть? <...> И всё время возвращаюсь к мысли – по Ленину революция – это война. Если «революция продолжается» - продолжается и война? <…>

Комментарий 2013 года: «Революция продолжается» - название программного текста главы КПСС М. Горбачёва. Текст был опубликован в 1987 г. к 70-летию революции.
________________________________

Поздний вечер 16. 5. 89.
<…> Люди бешено скупают соль. Вчера в магазине (мамин рассказ) продавщица, затырканная очередью-толпой, весело комментировала: Всё распродали! В один день – всё, что с января лежало!
Мыла нет уже ок.<оло> года. Бешено скупают спички, «должны пропасть» чай и зубные щётки… Но каков джентльменский набор: соль, спички и мыло. Какая точность! Психоз толпы работает по вечным законам и механизмам. Когда в н.<ачале> <19>50х (до 53) приближалась III мир.<овая> война, обыватели запасались тем же: Соль, Спички и Мыло… Наш советский Символ веры. Соль, Спички, Мыло. ССМ.
____________________________________

Утро 24. 8. 89.
В Москве холодная погода. Скоро пойдут дожди, будут мокрые стёкла, «плачущее» небо, холод и лёгкость. <…> Книги стихов (да и вообще – книги) перестали покупать. В буках в то же время цены подскочили в 3-4 раза (для меня – бедствие). Явно все устали от чтения – смотрят видео или TV. Читают ли груды журналов? Скорее всего – да. Но книги уж точно забыты, забыты… Надо собирать коллекцию – а то вообще отомрёт отрасль полиграфии – книгопечатание. Тогда буду читать свои томики в домике.
Общество явно устало от разоблачений. Вообще – устало от «этого всего». <…>

26. 8. 89.
<…> Я чувствовал себя частенько человеком прошлого. С недавних (очень недавних) пор я стал переживать намного острее – будущее. Верно, я скорее человек – будущего.
________________________________

18. 5. 89.
В электричке 14го думал: мастерство – максимум коммуникации с материалом.

20. 5. 89.
<…> Состояние неуверенности, очень сильное за последние 2 – 3 года (когда все увидели, в какой мы трясине etc.) – и вот результат: массовый психоз толпы (скупка соли и т.д. – бессмысленно!). Привет, Ортега-и-Гассет! <…>

_______________________________

1 сент.<ября 19>89 г.
<…> 3-го будет митинг «Памяти» у нас (у метро) – против «нац<ионализ>ма» Прибалтики… за советскую власть etc. Дают в листовке цитату из Ленина и гимна СССР.<…>

Комментарий 2013: О митинге общества «Память» извещали листовки, расклеенные на столбах возле одной из станции московского метро.

22. 10. 89.
«У абстрактного искусства есть по крайней мере одно преимущество в том, что оно не нападает ни на догму, ни на мораль».
Папа Иоанн XXIII
(межд.<ународная> худ.<ожественная> выст.<авка> в Венеции, 1950-е гг., он ещё кардинал Ронкалли).

28. 11. 89.
<Несколько суждений художника В. С. Грибкова, сказанных мне в кулуарах искусствоведческой конференции в МГУ:>
«Творчество – создание полифонической структуры. В этом надо опираться на культуру. Карнавальность – лишь психотерапия. Творчество – спасение от фрустрации. Информационная культура – ещё одно грядущее убийство (изменение человека, чувственности etc.)».
______________________________

Из дневника Ильи Семененко-Басина:

24. 12. 89.
На шоссе (о. А.<лександр Мень> говорит в машине):
Выходят эти – в тюбитейках, – и у них свои проблемы, их всё это (Москва, Прибалтика) не интересует. Империя не может быть либеральной. Тогда она не империя! А у нас удерживается империя. Итак – либо взять всех в кулак, сжать – и будут все едины. Либо действительно либерализация – но тогда рухнет империя. Но это нормально. Пусть будет.

Комментарий 2013 года: Сказано было о. Александром Менем по поводу выступлений на съезде депутатов СССР, проходившем в то время в Москве.
______________________________

26ое янв.<аря 1990 г.>
«Не презирай мечты своей юности».
В. Грибков (мне написал).

5. 2. 90.
<…> Ощущение приближающегося хаоса и конца. Впрочем, и в катастрофе 1918–21 кое-кому удалось выжить, так что будем надеяться на силы небесные. <…>

13. 2. 90.
«Он много читал по ночам и в дождливые дни, и очень скоро принюхался к тому особому запаху – запаху тюремных библиотек, – который исходил от советской словесности».
Вл. Набоков. «Подвиг».
______________________________

Из дневника Ильи Семененко-Басина:

22 <мая 1990 г.> Никола Вешний.
<…> Брат О.Т. – В.Т. – летом 89 г. рассказывал: Он вернулся из армии где-то несколько лет назад <…> Служил на границе (где-то северо/запад). Часто по морю (в Скандинавию) плыли на катерах etc. лодках – близко – «перебежчики границы». Их не ловили – догоняли на вертолёте и кидали сверху вниз гранату. Они, естественно, гибли, тонули. Рассказывает со смехом. О. ему: зачем? можно было бы догнать, поймать, но – убивать? В. (возмущённо): Это же уголовники! (Святая уверенность! Сверху видел, что – уголовники?). Вот как (в частности) оканчивается исход… Об этом не написал ещё никто.

Комментарий 2013: Реальные имена заменены инициалами.

19 окт.<ября 1990>
«Когда ты спрашиваешь меня, что такое искусство, я этого не знаю, когда ты не спрашиваешь меня об этом, я знаю».
Эль Лисицкий
40 дней <со смерти о. Александра Меня>. Служил <митрополит> Ювеналий.
Слом эпох; слом времени – пауза в культуре.

Комментарий 2013 года: В конце 1990 г. основной темой дневниковых записей была смерть о. Александра Меня (9 сентября 1990 г.), ставшая в то время своего рода водоразделом в восприятии мною своей личной истории.
______________________________

6 ноября <1990 г. >

На днях, 4го, были в Авдотьино, в 16ом психдиспансере. Искали мы там Яковлева. Увы, две тётки у входа сказали, что дня 3 – 4 назад его перевели в 30ый интернат в Москве на Варшавском шоссе. Погуляли по территории монастыря, вновь подошли к входу. Там два санитара подтвердили слова о 30ом интернате. Но предложили поговорить с дежур. врачом. И врач нас огорошил – Яковлева-де забрала тётка и увезла в Полтаву 1,5 – 2 месяца назад (!!?). И добавил, что когда Яковлев вернётся, будет вновь здесь, в 16ом диспансере. Мы идём, ничего не понимая, к выходу. По дороге спросили ещё одну санитарку – она ничего не знает. У ворот поговорили с хмурым вахтёром (сторожем?), кот.<орый > ничего толком не сказал. Игорь Вишневецкий тайком записал на диктофон разговор с леч. врачем, незнающей санитаркой и сторожем. Жаль, что не удалось ему записать тех санитаров. Но всё же – документ. Ездили (и вернулись ни с чем) Боря <Сафронов>, Таня Федичкина, Игорь Вишневецкий и я. Пейзаж потрясающий – охры, зелёное; еловый лес ночью, дорога с машинами – зарево, поднимающееся из-за горы. Стылые, мистические пейзажи – река, коричневый берег за лесом, всё в тумане. Потрясающая прогулка (на Казанскую Б.<ожию> М.<атерь>). В автобусе разговор с Игорем об Америке. Он: Это смесь Италии с Китаем (о цветовой гамме).

Комментарий 2013 года: Речь идёт о поездке к художнику Владимиру Яковлеву (1934 – 1998), находившемуся в одном из интернатов Москвы. В поездке участвовали: художник Борис Сафронов, художница Татьяна Федичкина, поэт Игорь Вишневецкий, Илья Семененко-Басин.
_____________________________________

<Ноябрь 1990, дата отсутствует>
Из разговора в пятницу:
Свобода – воздух искусства. Творчество как Божий дар реализуется только в пространстве свободы. Но пространство свободы располагает к игре. Поэтому творчество и игра стоят в связи.
____________________________________

2 марта <1991>
<…> Новый Геркуланум, пепельные ели. Ярко-голубое (апрельское) небо, ярко-красные церкви в Новодевичьем, ярко-белые на них архитектурные элементы… Трубы с ярко-белым дымом на ярком небе. Лёд, скользишь, щуришься от солнца. И эти пепельные ели около Новодевичьих прудов. <…>
____________________________________

13. 1. 91.
Третьего был в консерватории. 2ая симфония Прокофьева – тема филоновская: космогенез как апокалипсис (и апокалипсис – как возрастание, созревание, генезис мира).

Ночь на 26ое янв.<аря 1991 г.>
Такое впечатление, что времени остаётся всё меньше и меньше. Ковалёв считает, что время скоро кончится, и мы будем продолжать жить уже без (в смысле – после) времени. (Это со слов Игоря Вишн.<евецкого >).
«После времени» наступает сейчас.

Комментарий 2013 года: В тексте упомянут мой друг поэт Игорь Вишневецкий, рассказавший, в свою очередь, о некоторых суждениях своего друга философа Ковалёва, занимавшегося тогда философией времени. По словам Игоря, Ковалёв расценил убийство о. Александра Меня как «слом времени».

1. 2. 91.
Меня уже несколько дней занимает мысль: если был дописьменный период в истории цивилизации, то не будет ли и послеписьменный? И что это такое – не информатика ли, вкладывающая текст в память компьютера? Тогда – не вступаем ли мы уже в послеписьменную эпоху? Слом времени.

7. 2. 91. Память мучеников и исповедников.
<…> Деморализация, разложение сменили социальную активность моих возлюбленных сограждан. <…>

16. 2. 91.
Был у Вадима Луговского. Прекрасный художник! Его работы (и холсты, и «ежедневные рисунки») – это уже не быт, и ещё не условность. И на этой грани возникает некое дрожание смыслов. <…>

Комментарий 2013: Речь идёт о московском художнике Вадиме Луговском.
____________________________________

19. 8. 91 Преображение Господне. <Таллинн>
Пришли из Никольской церкви, причастившись св. Тайн. По радио – обращение ГКЧП; в Москве + 20, на часах 13 <часов> 52 <минуты>. <…>

20. 8. 91. <Таллинн>
9 ч.<асов> утра – танки в 30 км от Таллинна. Призыв правительства Эстонской республ.<ики> сохранять спокойствие и не допускать кровопролития.
День. Всё тихо. Танки пошли в казармы. В город самолётами прибыли Чёрные береты (300 человек), но я их ещё не видел.

21. 8. 91. <Таллинн>
Ночью пытались взять телецентр. В городе спокойно, изредка мелькают солдаты, по каким-то надобностям отлучившиеся из казарм. Вчера и сегодня – прекрасное купание: ветер, слабое солнце, валы с пеной. Радио местное (эстонское) и из Питера. Вчера провозглашение независимости Эстонии.
Написать натюрморт с обломком черепа. <…>

22 августа <1991> <Таллинн>
Утро. Войска уходят. Из Эстонии уже вышли. Мы их так и не увидели (о чём, впрочем, не сильно жалею). <…>
____________________________________

5 окт.<ября 1991>
Стоит хорошая осенняя погода – та грань холодных дней, которую я так люблю. К сожалению, не имею времени заниматься живописью. Это меня очень тяготит.

11. 10. 91.
Гражданская война всё ширится и ширится. Чечня восстала. Как в Гиппоне во времена Августина. Взыскуйте Града Небесного.

12. 10. 91.
Ключевые слова сейчас: Пустыня; В стенах Гиппона.

13. 10. 91.
<…> Осень в жухнущем золоте, повитая полупрозрачной дымкой, по вечерам туман… Как хорошо. Как хороши дни на краю пропасти. Это «равнодушие природы» – иногда оно даёт отраду, потому что неравнодушие человеческого мира, политики и цивилизации в их взаимном кризисе – готово свести с ума <…>

28 окт. <ября 1991>
<…> Доклад Ельцина о нов.<ом> эконом.<ическом> курсе. День надежды для меня (впервые за все годы «Перестройки»). Это может изменить к лучшему. Собственно, реформ до сих пор и не было, это – первые. А семья наша уже еле-еле сводит концы с концами. Нищета, что называется, дышит в затылок.

9. 12. 91.
Ощущение такое, что Россия вымерла. Я еду в метро, всюду многолюдно, в газетах – страсти миллионов и сотен тысяч… Но в то же время такое ощущение, что всё это призрачно. <…>


Комментариев нет:

Отправить комментарий