среда, 27 ноября 2013 г.

Галина Васильева. "АЛЫЙ ПАРУС НАД КРОШНОЗЕРЬЕМ".

Есть неописуемый уголок Карелии, где вдоль озера тянутся карельские деревеньки.
Домики, баньки, людские судьбы и непередаваемые открытые, добрые сердца людей Крошнозерья.
Мои ровесники вспомнят моторку, котоая возила на все лето доярок на выпаса в Гонганалицу.
Люди старшего поколения расскажут о праздниках, которые есть в Спирдон-наволоке, Ерш-наволоке, Гонганалице, Миккилице.
После войны была школа даже в Микилице.Классы были очень большие.
Мой папа, Борис Степанович Филин, рассказывал мне об огромном желании детей после войны учиться, но многих брали в ФЗУ, так как нужны были профессиональные кадры.
На колхозных полях росла даже рожь.
Я помню поливочные машины для выращивания урожая капусты, было развито парниковое хозяйство.
А еще в магазинах не было холодильников, продукты хранили на глыбах льда.
Лошадка смирно стоит, пока в телегу нагрузят этот груз и частенько наверху кто-нибудь сидит, о своем здоровье думать было некогда.
В личных хозяйствах было много скота и нанимался пастух, который лето гнал скотинку на выпаса.
Сено косили после работы или на зорьке. Наши покосы были на 17 км. Воды по колено, прыгаешь с кочки на кочку.В 6 классе я научилась косить и помогала родителям.
Однажды корова посадила меня на рога, когда я загоняла ее во двор и если бы не подоспел пастух, наверное здорово бы меня покалечила.
Было такое время, когда пасли по очереди. Родители на работе, а мы несмышленные дети запустили стадо на опытную территорию. Был суд общественный, хотели дать большой штраф,но потом посочувствовали и простили.
Бывало привезем стога сена во двор и по всему двору подсушиваем.
Мама стирала на берегу, жгли костер, кипятили в котле. Осенью, ранней весной-все в озере на босу ногу, очень застудилась.
Очень много собирали ягод-морошки, брусники, клюквы, делали богатые засолки грибов.
Зимой с картошкой это была самая любимая еда.
В школу нас возили зимой на машине, часто с одноклассниками на лошадке или через озеро. Лед был такой прозрачный, словно стекло….

Комментариев нет:

Отправить комментарий