суббота, 6 июля 2013 г.

Margarita Iride. ВСПОМНИТЬ ВСЕ? ИЛИ ВСПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДНЕВНИКЕ ПОКОЛЕНИЯ.

Если для народного сборника нужно народное вступление, состоящее из нескольких народных размышлизмов - мнений по этому поводу, то предлагаю своё видение.
______________________


Размышления о исторической цели и роли «Дневника поколения».


Если какое-то событие, какая-то книга, какой-то человек увидел этот свет, значит, на то есть какая-то причина и какая-то цель. Если задаться вопросом, а какова цель «Дневника поколения», наверное, ответ, лежащий на поверхности, должен меня удовлетворить. Ну какая ещё может быть цель, кроме описания воспоминаний? Но, если рассуждать философски (а философия – это прежде всего поиск смысла и истины), то получается вот что.


Детство - это яркие впечатления, это точечные вселенные: это дар рассматривания, торжество восприятия. Молодость - самая мучительная пора: мир по-прежнему кажется большим, а взрослое тело требует немедленного исполнения желаний и страдает, если желания не исполняются. И мы говорим о прощании с детством. Но ребёнок внутри не умер, он просто забыт, вытеснен другим возрастом. Зрелость примиряет с данностью: бери от жизни то, что она даёт и не требуй от судьбы для себя чего-то несбыточного. Зрелость строит самостоятельно тот мир, в котором может комфортно жить. И мы говорим о прощании с юношеским максимализмом. Молодость, как и детство, забыта. От неё остались лишь радужные всполохи. «Я был молодым и глупым, но зато был счастливым» - говоришь, уютно устраиваясь в созданном для себя мире. Старость осознаёт бессмысленность суетливой беготни. Всё уже создано, всё уже сказано. Не нужно ничего строить, всё хорошо и так. Но прощания с возрастом зрелости не происходит, по той причине, что зрелость единственная потрудилась, чтобы обеспечить старость. Рациональное зерно. Оно останется, оно прорастёт и даст плоды в новом поколении. А что осталось от былого «я»? Всё забыто. То, что зовут памятью - на самом деле отредактированные внутренним цензором фрагменты в пастельных и радужных тонах, перемежающиеся картинками в стиле «оттенки серого». Такова природа воспоминаний. Но - вот парадокс - ощущение себя от времени не меняется. «Каким ты был, таким ты и остался».


И вот зрелым и пожилым людям предлагается описать свои воспоминания. Те самые, отредактированные памятью (а других не существует, по природе памяти, и когда это происходит, история становится легендой). Сказка – ложь, да в ней намёк… Намёк на то единственное, что осталось истинным – сам рассказчик. То, что читается между его строк. Спрятанная там неделимая монада его постоянного и неизменного «я», рождённого в определённый исторический период. Ведь, справедливости ради, нужно отметить, что для написания летописи в стиле «постфактум» следует полностью отрешиться от себя – от фрагментарности и избирательности собственной памяти, особенно относительно впечатлений, и оставить лишь факты с датировкой. Но тогда не будет эмоциональной подачи, и сборник лишится красок. И получается, что «Дневник поколения» в данном формате - это вовсе не летопись. Это даже не сборник рассказов из воспоминаний людей. Это самый что ни на есть портрет поколения (или даже нескольких поколений), на чью жизнь выпало детство, юность или зрелость на сломе эпох. Каким людям было предопределено жить в это время? Почему именно им? Какова их роль в изменении истории, а также легенды о ней? Именно на эти вопросы, как мне кажется, и должен ответить читателям сборник «Дневник поколения».

Комментариев нет:

Отправить комментарий