суббота, 6 июля 2013 г.

Татьяна Смоленская. КАК Я РАБОТАЛА В ТУРБИЗНЕСЕ В 1984-1988 ГОДАХ,

Давайте расскажу, как во времена лихолетья, уйдя из своего НИИ, где проработала 25 лет "псу под хвост" (и что с этого имею, вместо выслуги за столько лет долготерпения - нищенскую пенсию), я устроилась работать в туристическое агентство.

В те времена, а на дворе стоял 1994 г., туристические фирмы росли, как грибы, и в основном это был семейный бизнес. Владельцами их,  как правило,  были выпускники МГИМО, ИнЯза им.М.Тореза, бывшие работники МИДа, т.е. люди, хорошо знающие иностранные языки,  ранее выезжавшие за границу и разбирающиеся  во всех  заморочках  льгот авиаперевозок.  В свою первую  фирму я пришла совсем сырая, ничего  не зная об этой сфере. К оргтехнике, которую увидела впервые, после нищенских пишущих машинок НИИ,  не  ведала,  как и подступиться. Фирма - а это громко сказано потому, что, кроме ее руководителя и меня, менеджера на телефоне,  как правило,  больше  никого не было.   Не буду долго распространяться о своих первых шагах в турбизнесе, это не интересно.  Я часто меняла работу, прыгая из одного агентства в другое по причинам нежелания руководства оплачивать новогодние и майские каникулы, задержек и невыплат зарплаты,  когда по семейным обстоятельствам,  а иногда из-за ссор или ревности жены  руководителя.


Так случилось, что в какой-то период  между очередными увольнениями  мы с мужем побывали в туре  по Израилю, это первое путешествие в нашей жизни, не считая поездок в советское время в Болгарию и Румынию. По приезде, я, уже хорошо зная страну, устроилась в турфирму по продаже именно  Израиля. Здесь на фоне остальных сотрудников, я стала матерым спецом, страну я знала досконально. Работа мне очень нравилась - общительная, живая, веселая, говорливая.

В те годы все чем-то торговали, кто - тряпьем на ярмарках, кто - аудио,-видео или бытовой техникой и др., ведь это были времена  зарождения капитализма,  а я продавала туры в Израиль.

Недостатком служило то, что зарплата в 150 долларов, не отвечала загрузке, следовало ввести сдельную оплату труда , по количеству отправленных туристов, тогда была бы заинтересованность.
Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, может и зря я все время прыгала с фирмы на фирму, не задерживаясь  нигде, может быть я смогла бы сделать карьеру в этой сфере.Наверное все-таки , что-то не устраивало: жесткая эксплуатация, плохие условия труда, низкая оплата, и какая-то бесправность.


За сезон к весне накапливалось столько злости и претензий к руководству фирм, что  ишачить все лето в духоте темного офиса не хотелось. А по приезде осенью все это немного забывалось, и, хорошо отдохнув, я остывала и опять находила место .



Устроиться на работу было не просто, армия безработных рыскала по Москве. Меня выбирали как кобылу, только что в зубы не  смотрели. Но мне везло, благодаря своей общительности , живости и добродушию, я находила работу каждую осень.


И вот в один из осенних дней, 1997 г. уже будучи опытным работником по туризму, к тому времени, уже сменив 4 фирмы и побывав как менеджер по туризму в рекламных турах для профессионалов в ряде стран, как-то: Испании, Тунисе и опять в Израиле, я выхожу на новое место.


Фирма находилась в самом центре Москвы, Брюсов переулок, на первом этаже легендарного дома, где жила певица Максакова ( кстати ее дочь актриса Вахтанговского театра до сих пор там живет), Лемешев и многие другие знаменитости, так что фасад здания был весь облеплен мемориальными досками. Офис размещался в квартире после добротного евроремонта и был комфортным и уютным. Мне выделили удобное рабочее место. Фирмой руководила женщина средних лет, давняя выпускница Иняза им. Мориса Тореза. По английски она стрекотала с партнерами со скоростью звука, не знаю как у нее с произношением, но я уважаю людей, так хорошо знающих другой язык. У нее была помощница, кажется она являлась женой ее брата, вобщем родственница. Помощница совмещала работу секретаря, менеджера по продажам и хозяйки офиса. Все находилось под ее зорким вниманием.

Мне предстояло торговать Израилем, сюда входили индивидуальные экскурсионные туры по стране, отдых и лечение на море. В групповые туры по стране мы отправляли туристов от крупных туроператоров, которые разрабатывали программы и компоновали группы. Они с физическими лицами не работали. Для индивидуалов у нас была своя принимающая фирма, а больших групп мы не собирали. Шел октябрь-ноябрь - самый высокий сезон для Израиля, а далее уже не за горами и Новый Год - самый раскупаемый период. От телефонных звонков не было отбоя. Работа прямо для меня. Надо было быть очень шустрой , быстрой, собранной ,внимательной и организованной. Кроме постоянной говорильни по телефону, в голове приходилось держать очень многое. Я оформляла и заполняла договора и путевки, принимала оплату, нужно было грамотно составить заявку на бронирование отеля, вовремя ее отправить по факсу принимающей фирме в Израиле, послать в определенный срок курьера с паспортами в посольство за визой, предварительно заполнив анкеты, и опять вовремя отправить курьера в авиакомпанию за авиабилетами. И все это надо было помнить, т. к. сроки вылета и периоды отдыха у всех клиентов разные.

Хозяйки продолжали пристально следить за мной. Ведь работа была связана с большими деньгами. А мне помимо прочего еще приходилось возить оплату туристов в групповых турах, которых у нас не было, операторским фирмам за минусом комиссии, которая и являлась наваром нашей фирмы. Вот здесь я поясню, что в стоимость каждого тура заложена прибыль, которой оператор делиться с агентской фирмой в определенном соотношении. Нечестный сотрудник может прикарманить эту комиссию, часто равноценную месячной зарплате, вот поэтому я была под неусыпным контролем. А как я везу деньги, это уже никого не интересовало, сумку подмышкой и в метро, а ведь можно их потерять или , не дай бог вытащат - риск неимоверный. Кстати, и в наше время агентские фирмы также продолжают возить наличность в городском транспорте.

Часто расхваливая по телефону красоты и прелести отдыха и лечения в Израиле, я чувствовала, что меня проверяют, правильно ли я общаюсь с клиентом, красноречивый ли мой рассказ. Для этого, я уже знала, руководство просит кого-то из знакомых позвонить мне с вопросом, а потом по громкой связи слушают мои речитативы. И еще, рабочий день у нас был с 10 до 19 ч . Начальница приходила часам к 12-13, наверное переделав все свои домашние дела. А вечером, естественно, она не торопилась уйти домой, вызывала рекламных агентов, привлекая меня к дальнейшим переговорам, и я уходила уже где-то ближе к 20 ч с чувством вины.
.

Трудностью в моей работе было еще то, что руководители фирм не утруждали себя подготовить и рассчитать прайс- листы, так что стоимость индивидуального тура мне приходилось считать самой во время телефонных переговоров, на ходу. Вот так , в одной руке телефонная трубка, а в другой - калькулятор и суммируешь: стоимость отеля на определенный срок, плюс стоимость авиа перелета, плюс стоимость визы, страховки и трансфера, далее добавляешь процент от общей стоимости как прибыль, и боже упаси ошибиться. Если уже озвучена стоимость тура, то менять ее ни в коем случае нельзя, некрасиво, и клиент может сразу отказаться от поездки, а потеря клиента считалось ошибкой менеджера.

Клиентами у нас часто являлись люди известные, рядом опять же консерватория. Вот, допустим, после договоренности о встрече, ждем знатных и состоятельных гостей. В офисе начиналась суета, что-то прибрать, и самой - последний взгляд в зеркало, поправить какой-то штрих. Ну, наконец-то прибыли, хозяйки удаляются за полузакрытую дверь, подглядывать и подслушивать в щелочку, а меня оставляют наедине брать на обаяние и завлечь посетителей. Здесь мне приходилось подключать весь свой артистический талант, переданный с генами, разыгрывались целые спектакли. И если туристы не выкладывали сразу наличность, а брали некий тайм-аут на обдумывание и удалялись, меня еще укоряли, что не дожала их до конца.

Вот так и жили, и я была очень довольна иметь такую работу  уже за триста долларов в месяц. И вот приближался Новый Год , сделано было немало и я принесла фирме приличные деньги. Вроде мною были довольны. В один из дней в двадцатых числах декабря, заглянув по делам в кабинет руководительницы, я увидела, что они с помощницей заняты подсчетом заработанных рублей. Деньги большими стопами лежали на столах и стульях. Я испуганно убралась восвояси. А эти две клуши, упаковав наличность, отправились менять их на доллары. Наверное волновались, что курс скачет и упадет. И нет, чтобы пойти в банк или хотя бы в солидный обменник, они поменяли рубли в какой-то обменной каморке в переулке бывшей улицы Герцена, прямо на улице, передав деньги в окошко.

Выручив сорок тысяч долларов, они вернулись в офис и положили их в сейф. Рабочий день уже давно закончился и в офисе уже никого не было. На следующее утро , подойдя к двери офиса, мне предстала необычная картина. Двери офиса настежь открыты, хозяйки стоят черного цвета,
остальные сотрудники на улице, а в помещении работают оперативники. Нас обокрали. Оказалось, то ли сваркой или болгаркой перерезав прутья решетки кухонного окна, далее открыв стеклопакет , воры проникли в кабинет начальницы, взломали огромный сейф и изъяли деньги. Сигнализации не было. Тайн и домыслов вокруг всего было немало. Как воры могли открыть пластиковое окно, не разбив стекла, говорили, что уборщица именно в этот вечер забыла плотно закрыть окно. То, что дам выследили от обменного пункта ни у кого сомнений не вызывало. Вот так заработали мы перед Новым Годом. Вскоре фирма была распущена, ввиду полного банкротства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий